Если вы хотите вложиться в рекламу с умом — используйте статью как инструкцию.
Проводить рекламную кампанию следует тогда, когда вы изучили ситуацию на рынке и пришли к выводу, что без рекламы задач бизнеса не решить.
Давайте представим предприятие N., у которого за последние полгода снизился объем продаж в два раза. Нужна ли ему рекламная кампания? Если не выяснить причины падения продаж, любой ответ — гадание. И вот почему.
Реклама — не панацея. Это инструмент, который необходим в одних ситуациях и бесполезен в других. Реклама напрямую влияет на уровень знания продукта и его восприятие. А продажи могут снизиться из-за факторов, на которые реклама не способна повлиять в принципе.
Причина спада продаж | Может реклама исправить ситуацию? |
---|---|
В салонах нет достаточных запасов высокооборачиваемых позиций. | Нет |
Конкуренты провели несколько масштабных кампаний, в которых продемонстрировали дополнительные выгоды своего товара. | Да |
В торговом зале сменились консультанты. Посетители жалуются, что ни на один вопрос не могут получить внятный ответ. | Нет |
Снизилось качество продукции, количество случаев возврата товара выросло. | Нет |
Снизился уровень знания предприятия N. | Да |
Поэтому важно изучать рынок, выявлять, что мешает достижению цели, и принимать меры, адекватные ситуации. Проигнорируете это правило — готовьтесь к проблемам с рекламными кампаниями.
При анализе рынка обратите внимание:
Собранная информация поможет понять, целесообразно ли использовать рекламу как инструмент решения задач бизнеса. И далее — в случае положительного решения — сформулировать задание для рекламного агентства.
Когда не знают портрет типичного клиента компании, целевую аудиторию часто описывают широко — например, население Беларуси старше 18 лет. На языке рекламного агентства или ТВ-канала это означает «Покажите рекламу студентам и пенсионерам, банкирам и рабочим, мужчинам и женщинам».
У каждой из перечисленных групп свои любимые газеты, сайты, радио- и ТВ-каналы. Предприятию придется значимо увеличить бюджет на размещение, чтобы одинаково эффективно охватить всю обозначенную аудиторию.
Каждая группа опирается на свои критерии выбора товара, требования к качеству и обслуживанию. Группы по-разному воспринимают информацию: одним важны рациональные аргументы, другим — эмоциональность сообщения. Кто-то смотрит обзорные видео, другие предпочитают экспертные статьи. Когда ориентируются на «белорусы старше 18», эти особенности игнорируют и создают рекламу, которая не интересует никого.
Делайте кампанию сильной и фокусированной. Условно разделите клиентов на однородные группы и выделите ту, до которой хотели бы достучаться в первую очередь. Опишите ее участников — обозначьте пол, возраст, социальное положение, уровень образования, место жительства — и переходите к следующим этапам работы над рекламой.
При выборе каналов коммуникации не важно, какие передачи смотрите вы или ваше ближайшее окружение. Даже специальные льготные условия, предложенные директором радиоканала по старой дружбе, — еще не повод у него рекламироваться.
Ваша задача — разместить рекламу так, чтобы охватить максимум человек из целевой аудитории. И здесь имеет значение только одно — что и как часто смотрят и слушают нужные вам люди.
Обратитесь в рекламное или медиа-агентство. Специалисты агентства возьмут данные независимых измерителей рынка, сведения о вашей аудитории и рассчитают:
За работу агентство попросит деньги. Эти расходы оправданы:
Если в период большой активности рекламодателей вы сообщите о новом продукте один раз, скорее всего сообщение «утонет» в рекламном шуме. Если рекламу увидят через каждые 20 минут — вы станете раздражать. Сколько же раз показывать рекламу — готового ответа нет.
Решение зависит от многих факторов:
Если сомневаетесь, определите частоту вместе со специалистами рекламного агентства.
Для формирования позитивного отношения к рекламируемому продукту или услуге нужна хорошая идея и правильный формат.
Хорошая идея сообщения:
Нет | Да |
---|---|
«У нас новая коллекция, теперь выбор больше. Наши диваны тестируют каждую ночь. Мы переехали ближе к центру — удобно добираться. Новогодняя акция до февраля» | «Наши диваны тестируют каждую ночь» |
Правильный формат учитывает:
Пример: аудитория в возрасте 15-25 лет гораздо охотнее посмотрит обзорное видео, нежели прочитает обзорную статью.
Пример: используя наружную рекламу, вы не расскажете подробно о продукте. Скорее всего вы сможете донести очень простое сообщение — название и внешний вид. А для знакомства с его характеристиками стоит выбрать более подходящие инструменты: обзорные статьи и видеообзоры.
Выбранные каналы и частота показа рекламы определяют бюджет размещения. Но и выбор медийных инструментов зависит от суммы, которую вы готовы вложить в размещение.
Если задача — быстро увеличить знание торговой марки, то нет более эффективного инструмента чем реклама на телевидении. Финансовый «порог входа» для ТВ-кампании — в среднем — начинается с $15 тысяч для белорусских предприятий и $35 тысяч — для иностранных компаний. С меньшим бюджетом на размещение рекламы вы не достигните высокого охвата аудитории и частоты показа. В подобных случаях лучше не рекламироваться вообще, чем потратить то, что есть, без результата.
2 недели
рекламной кампании на ТВ понадобится, чтобы охватить 70% взрослого населения Беларуси. Если же использовать только интернет и радио — полтора месяца.
Если бюджет на размещение скромный — откажитесь от идеи рассказать о себе всем белорусам. Ваш приоритет — не увеличить уровень знания торговой марки, а повысить конверсию в покупку. Работайте в первую очередь с теми, кто уже к вам пришел или интересуется вашей тематикой. Вложите деньги в торговый зал, работу персонала. Сделайте и продвигайте лендинг по популярным в вашей сфере запросам с помощью контекстной рекламы.
Реклама напрямую влияет на уровень знания торговой марки и ее восприятие. Когда речь заходит о знании, важно получить максимальный охват аудитории. В этом помогает грамотное использование медийных инструментов. Содержание рекламного сообщения влияет на восприятие. Поэтому эффективность рекламной кампании разумно оценивать по динамике уровня осведомленности и положительному восприятию рекламируемого продукта.
Вы можете возразить: «конечная цель рекламы — рост продаж, поэтому оценивать следует по динамике объема продаж». Давайте разберем это утверждение на «воронке продаж».
Мы создали продукт. Чтобы его покупали, люди должны узнать о его существовании. Поэтому мы рассказываем о продукте как можно большему числу потенциальных покупателей. Далее нам необходимо сформировать положительное восприятие продукта, которое вызовет желание купить. Люди начнут изучать отзывы, читать рекомендации, задавать вопросы консультантам, ощупывать продукт в торговом зале. Некоторые купят. Но чтобы продажа состоялась, как минимум, у человека должны быть деньги, а в торговом зале — продукт.
Воронка показывает, что процесс продажи более сложный чем «увидел рекламу — купил». И чем сложнее продукт и значительнее стоимость, тем сложнее «воронка продаж». Когда вы оцениваете лишь конечный результат, вы не учитываете все факторы, влияющие на выбор товара, и не знаете, на каком этапе теряете покупателей.
Вы провели кампанию и объем продаж не увеличился. Какой вывод сделаете? Должны ли вы поменять сценарий ролика? Или же составить другой медиасплит? А может нанять более вежливого консультанта? Или все же поменять дизайн продукта?
Изучите динамику знания и восприятия продукта. Если она положительная, а прироста продаж нет, значит проблемы на других этапах покупки — делать далее кампании на увеличение знания нет смысла.
Узнать больше:
Анализировать ход и итоги рекламной кампании важно и полезно. Вы увеличите полезность еще больше, если будете изучать кампании по единой методике и хранить отчеты в одном месте.
Так вы создадите единый банк решений, идей и результатов. Это хорошая страховка от повторения ошибок, база для сравнения, генерирования новых предложений и прогнозирования результатов.
Изучив ход и результаты десятка рекламных кампаний, вы поймете, какие маркетинговые инструменты и когда работают в вашем бизнесе, какие ожидания реалистичны, а каких целей не достигнуть даже 100% охватом, не изменив качество товара и сервиса.