Орфографический словарь Лопатина допускает оба названия профессии. Поэтому специалист по маркетингу может указать в резюме как «маркетолог», так и «маркетер». Ошибки не будет.
Если оба варианта названия профессии допускаются, то казалось бы вопрос закрыт. Но здесь начинается самое интересное — мотивы выбора менее популярного названия.
Сталкивался с тем, что словом «маркетер» не только разграничивают сферы занятости (ВУЗ, исследовательский центр или коммерческое предприятие), а выражают принципиальную — несколько пренебрежительную — позицию по отношению к теоретическим знаниям. Встретите подобное — будьте настороже.
— Доктор, а что такое пролапс митрального клапана?
— Не знаю, я кардиохирург-практик. Теория — это в мединститут. А я давайте лучше покажу, какие аккуратные разрезы делаю.
Практика связана с теорией так же сильно как поведение человека — с сознанием. В основе действий — система знаний, установок и идей. Без «примесей» такой информационной модели практическая деятельность — в норме — встречается лишь у ребенка на ранних стадиях развития, когда он ощупывает и пробует на вкус предметы.
И маркетер, и маркетолог в своих действиях отталкиваются от теории. Всегда. Вопрос лишь в том, насколько эта теория полна, адекватна ситуации и насколько умело специалист может ее использовать.
Если в отделе маркетинга работает теоретик — хорошо. А если хороший теоретик — еще лучше. Нет ничего практичнее хорошей теории.
Объем знаний и количество лет в профессии не всегда верно отражает профессионализм маркетолога. Полезнее ориентироваться на уровень развития профессионального мышления.
Рассказывая о бюджете отдела маркетинга, одни обращают внимание на то, сколько средств ушло в интернет, на печать каталогов, рекламу на радио. Другие объясняют, какую долю бюджета направили на стимулирование продаж, повышение осведомленности о бренде, развитие отношений с клиентами. И это принципиально разный уровень мышления.
Услышите, что маркетолог инициировал редизайн сайта, — поинтересуйтесь, что стояло за этим решением, почему он не вложился, например, в контекст или email-рассылку. Вы можете выявить как слепое следование трендам, так и глубокий анализ статистики посещаемости сайта.
Если на собеседовании проверяете знание терминов и правила расчета показателей, вы оцениваете память. Важнее понять, как человек использует профессиональные знания и опыт при анализе проблемной ситуации, где расставляет акценты, что и почему предлагает использовать.
Вы лучше поймете качество мышления, если предложите «разобрать» нестандартные для маркетолога темы и ситуации. Как пример приведу видео, на котором Джейсон МакКью рассказывает о маркетинговом решении проблемы терроризма.
Джейсон рассматривает террористов как людей, которые привержены бренду — экстремистской концепции. Подобно тому, как КокаКола не нанимает спецназ для борьбы с конкурентами, вопрос борьбы с терроризмом следует перевести в плоскость восприятия. Мы должны проводить маркетинговые кампании и продвигать преимущества «своего товара».
Следует показать изъяны бренда «терроризм». До сочувствующих экстремистам людям донести мысль, что нет ничего героического в убийстве ребенка. Говорить не от имени правительства или общественных деятелей. Для террористов они — носители «конкурентной» идеи, и им не поверят. Поверят пострадавшим. Чем больше людей осознают суровые последствия террористических актов для обычного человека, тем меньше у бренда «терроризм» будет «доля рынка».