Не в «маркетере» дело: как правильно оценить профессионализм в маркетинге

Выбор маркетолога — не просто задача, а стратегическое решение для каждого бизнеса. Но как оценить уровень профессионализма кандидата и какие вопросы задать на собеседовании? В этой статье мы погрузимся в тонкости отбора маркетологов. Я поделюсь, как распознаю экспертов среди множества претендентов.

Маркетолог или маркетер: что термины могут сказать о профессионале

Терминология может быть запутывающей, и даже в профессиональной среде существует множество мнений. Почитатели Игоря Манна, например, убеждены, что маркетолог — это теоретик, практик же маркетинга — маркетер. Если человек успешно привлекает и удерживает клиентов работодателя, то имя ему — маркетер и никак иначе.

Я же не вижу острой необходимости плодить термины и делить специалистов на теоретиков и практиков. Поэтому использую слово «маркетолог» как более привычное, устоявшееся и распространенное.

Слово «маркетер» режет слух. Не нравится оно и моему текстовому редактору: каждый раз предлагает заменить на «мушкетер».

результаты поисковой выдачи Google по запросу 'маркетолог' и 'маркетер'
В поисковой выдаче Google слово «маркетолог» встречается в 41 раз чаще, чем «маркетер»

Орфографический словарь Лопатина допускает оба названия профессии. Поэтому специалист по маркетингу может указать в резюме как «маркетолог», так и «маркетер». Ошибки не будет.

Если в резюме кандидата указано «маркетер», поинтересуйтесь, почему он предпочитает менее популярное название. Это хороший способ оценить уровень понимания собственной профессии. Возможно в основе предпочтения — аргументированная позиция, а может и слепое копирование авторитетов.

Практик или теоретик: какого маркетолога выбрать

Сталкивался с людьми, которые выражают принципиальную — несколько пренебрежительную — позицию по отношению к теоретическим знаниям. Встретите подобное — будьте настороже.

— Доктор, а что такое пролапс митрального клапана?
— Не знаю, я кардиохирург-практик. Теория — это в мединститут. А я давайте лучше покажу, какие аккуратные разрезы делаю.

Практика связана с теорией так же сильно как поведение человека — с сознанием. В основе наших действий — система знаний, установок и идей. Без «примесей» такой информационной модели практическая деятельность — в норме — встречается лишь у ребенка на ранних стадиях развития, когда он ощупывает и пробует на вкус предметы.

И если действия каждого основаны на теории, то вопрос лишь в том, насколько эта теория полна, адекватна ситуации и насколько умело мы можем ее использовать.

Если в отделе маркетинга работает теоретик — хорошо. А если хороший теоретик — еще лучше. Нет ничего практичнее хорошей теории.

На собеседовании попробуйте определить, насколько эффективно кандидат сочетает теорию и практику. Могут помочь такие вопросы как:

  • Расскажите о последнем прочитанном кейсе или исследовании в маркетинге, которое заинтриговало вас. Что вы планируете изменить в работе на основе новых знаний?
  • Если бы у вас была возможность вернуться назад и не применять некоторые из подходов маркетинге, сделали бы вы это, исходя из текущего опыта?

  • Ведёте ли вы профессиональный блог? Если да, с какой целью? (напр., анализ популярных трендов или выполненных проектов, построение личного бренда, получение обратной связи от коллег и т.д.)

Знания или мышление: что важно при найме маркетолога

Ищите людей, которые не просто знают, но и думают. Объем знаний и количество лет в профессии не всегда верно отражает профессионализм маркетолога.

Рассказывая о бюджете отдела маркетинга, одни специалисты обращают внимание на то, сколько средств ушло в интернет, на печать каталогов, рекламу на радио. Другие объясняют, какую долю бюджета направили на стимулирование продаж, повышение осведомленности о бренде, развитие отношений с клиентами. И это принципиально разный уровень профессионального мышления.

Услышите, что маркетолог инициировал редизайн сайта, — поинтересуйтесь, что стояло за этим решением, почему он не вложился, например, в контекст или email-рассылку. Вы можете выявить как слепое желание «быть как все», так и глубокий анализ статистики посещаемости сайта.

Вопросы о смысле действий — одни из важнейших на собеседовании маркетолога.

Если на собеседовании проверяете знание терминов и правила расчета показателей, вы оцениваете память. Важнее понять, как человек использует профессиональные знания и опыт при анализе проблемной ситуации, где расставляет акценты, что и почему предлагает использовать.

Рассказываю, как выбрать маркетолога

Вы лучше поймете качество мышления, если предложите «разобрать» нестандартные для маркетолога темы и ситуации. Например:

  • С помощью каких маркетинговых методов можно противостоять потоку «фейков» и дезинформации в СМИ?

  • Как вы бы использовали маркетинг, чтобы убедить жителей города отказаться от личных автомобилей и начать использовать общественный транспорт?

  • Как можно использовать маркетинговые методы для снижения уровня уличной преступности?

Джейсон МакКью рассказывает, как с помощью брендинга решать проблему терроризма.