Цель — 5 магазинов в новом регионе. Сильная сторона, если... Нейтральная сторона, если...
Cобрали базу знаний по всем аспектам работы магазинов, автоматизировали процессы, создали облачную систему управления. Знаем, что и в какой последовательности делать, какие параметры контролировать.
Мы 5 лет на рынке.
Что будет, если поменять базисную цель? Допустим предприятие намерено вывести на белорусский рынок 3D печать кухонной мебели. В этом случае опыт изготовления «традиционной» мебели, отзывы клиентов в прошлом, инженерно-конструкторские кадры с «традиционными» знаниями и навыками не имеют принципиального значения. А может даже в чем-то будут отвлекать от цели.
В SWOT-анализе «угрозы» и «возможности» описывают внешнюю среду. Это то, что предприятие не контролирует и чем не управляет. В примере выше решение о передаче маркетинговых функций на аутсорсинг, расширение производственной линии, рекламная кампания к возможностям среды не относятся.
Когда у маркетолога нет информации о рынке, внутренние факторы проскальзывают в возможности, а угрозы заполняются стандартными «новый конкурент», «изменения в законодательстве», «спад в экономике» и т.д. Это частая ошибка.
Реальность каждого пункта «возможностей» и «угроз» маркетолог должен мочь обосновать на данных.
Также в SWOT-е мы не перечисляем все социальные, политические, экономические и технологические тенденции, которые выявили. Только те, которые касаются области выбранной цели и, соответственно, могут помогать или препятствовать ее достижению.
Классические блоки SWOT-анализа помогают собрать и структурировать информацию о компании и рынке. Это хорошо. Но мы получим бо́льшую практическую значимость, если выявим связи между блоками: «сильные стороны — угрозы», «возможности — слабые стороны» и т.д.
Почему так важно рассматривать связи в SWOT-анализе? Простой перечень сильных и слабых сторон, возможностей и угроз часто не дает комплексного понимания того, как действовать. Если у нас есть сила — давайте используем ее для борьбы с угрозами. Если у нас есть слабость, давайте найдем способ, как использовать внешние возможности, чтобы компенсировать её. Взаимосвязь каждого элемента в SWOT показывает нам, как двигаться вперед.
Вопросы, которые можно задавать при анализе связей каждого элемента SWOT, в таблице ниже.
O Возможности | T Угрозы | |
S Сильные | S-O Что может еще больше усилить сильные стороны компании? | S-T За счет чего можно бороться с угрозами? Какие угрозы могут ослабить сильные стороны? |
W Слабые | W-O За счет каких возможностей можно уменьшить влияние слабых сторон? Какие недостатки могут не позволить воспользоваться возможностями? | W-T Что может усилить имеющиеся недостатки? Что не позволит противостоять угрозам? |