Маркетеры или маркетологи — кто нужен компании

27 сентября 2016

Предприниматель Андрей решил пригласить в компанию маркетолога. Разместил объявление и получил десятки резюме. Кто-то представился маркетологом, кто-то — маркетером. Андрей засомневался, отличается ли один специалист от другого. Если да, то кто нужен компании. Давайте разбираться вместе.

Название специальности зависит от личных предпочтений

Почитатели Игоря Манна убеждены, что маркетолог — это теоретик, практик же маркетинга — маркетер. Если человек успешно привлекает и удерживает клиентов работодателя, то имя ему — маркетер и никак иначе.

Я же не вижу острой необходимости плодить термины и делить специалистов на теоретиков и практиков. Поэтому использую слово «маркетолог» как более привычное, устоявшееся и распространенное.

Слово «маркетер» режет слух. Не нравится оно и моему текстовому редактору: каждый раз предлагает заменить на «мушкетер».

в поисковой выдаче Google слово «маркетолог» встречается в 41 раз чаще, чем «маркетер»
В поисковой выдаче Google слово «маркетолог» встречается в 41 раз чаще, чем «маркетер»

Орфографический словарь Лопатина допускает оба названия профессии. Поэтому специалист по маркетингу может указать в резюме как «маркетолог», так и «маркетер». Ошибки не будет.

Хороший маркетолог — хороший теоретик

Если оба варианта названия профессии допускаются, то казалось бы вопрос закрыт. Но здесь начинается самое интересное — мотивы выбора менее популярного названия.

Сталкивался с тем, что словом «маркетер» не только разграничивают сферы занятости (ВУЗ, исследовательский центр или коммерческое предприятие), а выражают принципиальную — несколько пренебрежительную — позицию по отношению к теоретическим знаниям. Встретите подобное — будьте настороже.

— Доктор, а что такое пролапс митрального клапана?
— Не знаю, я кардиохирург-практик. Теория — это в мединститут. А я давайте лучше покажу, какие аккуратные разрезы делаю.

Практика связана с теорией так же сильно как поведение человека — с сознанием. В основе действий — система знаний, установок и идей. Без «примесей» такой информационной модели практическая деятельность — в норме — встречается лишь у ребенка на ранних стадиях развития, когда он ощупывает и пробует на вкус предметы.

И маркетер, и маркетолог в своих действиях отталкиваются от теории. Всегда. Вопрос лишь в том, насколько эта теория полна, адекватна ситуации и насколько умело специалист может ее использовать.

Если в отделе маркетинга работает теоретик — хорошо. А если хороший теоретик — еще лучше. Нет ничего практичнее хорошей теории.

При выборе маркетолога оценивайте уровень профессионального мышления

Объем знаний и количество лет в профессии не всегда верно отражает профессионализм маркетолога. Полезнее ориентироваться на уровень развития профессионального мышления.

Рассказывая о бюджете отдела маркетинга, одни обращают внимание на то, сколько средств ушло в интернет, на печать каталогов, рекламу на радио. Другие объясняют, какую долю бюджета направили на стимулирование продаж, повышение осведомленности о бренде, развитие отношений с клиентами. И это принципиально разный уровень мышления.

Услышите, что маркетолог инициировал редизайн сайта, — поинтересуйтесь, что стояло за этим решением, почему он не вложился, например, в контекст или email-рассылку. Вы можете выявить как слепое следование трендам, так и глубокий анализ статистики посещаемости сайта.

Вопросы о смысле действий — одни из важнейших на собеседовании маркетолога.

Если на собеседовании проверяете знание терминов и правила расчета показателей, вы оцениваете память. Важнее понять, как человек использует профессиональные знания и опыт при анализе проблемной ситуации, где расставляет акценты, что и почему предлагает использовать.

Вы лучше поймете качество мышления, если предложите «разобрать» нестандартные для маркетолога темы и ситуации. Как пример приведу видео, на котором Джейсон МакКью рассказывает о маркетинговом решении проблемы терроризма.

Джейсон МакКью рассказывает, как через управление восприятием победить терроризм

Джейсон рассматривает террористов как людей, которые привержены бренду — экстремистской концепции. Подобно тому, как КокаКола не нанимает спецназ для борьбы с конкурентами, вопрос борьбы с терроризмом следует перевести в плоскость восприятия. Мы должны проводить маркетинговые кампании и продвигать преимущества «своего товара».

Следует показать изъяны бренда «терроризм». До сочувствующих экстремистам людям донести мысль, что нет ничего героического в убийстве ребенка. Говорить не от имени правительства или общественных деятелей. Для террористов они — носители «конкурентной» идеи, и им не поверят. Поверят пострадавшим. Чем больше людей осознают суровые последствия террористических актов для обычного человека, тем меньше у бренда «терроризм» будет «доля рынка».

Резюме

  • Специалист по маркетингу может называться как «маркетолог», так и «маркетер». Название не отражает уровень профессионализма.
  • Услышите «маркетер» — попросите объяснить значение слова. Для кого-то использование «маркетер» — осознанное и выстраданное решение, для другого — подражание авторитету или же оправдание пробелов в знаниях.
  • На собеседовании оцениваете уровень профессионального мышления: выясняйте смыслы за принятыми решениями, интересуйтесь маркетинговым видением жизненных проблем и ситуаций.
Будьте в курсе новых публикаций

Подписавшись на рассылку, вы можете ожидать нечастых писем-оповещений о новых статьях на сайте — ни больше, ни меньше. Также вы будете в числе тех, кто может влиять на содержание блога.

Нажав на кнопку, вы перейдете на страницу, где вам предложат ввести адрес своей электронной почты. На этот адрес будет приходить рассылка. Отписаться можно в любой момент.

политика конфиденциальности

Этот сайт не следит за вами и не показывает рекламу >