Маркетинговый аудит.
Зачем и как его провожу. Аудит — независимая проверка, которая определяет, что компания делает правильно, а что следует исправить. К правильным я отношу действия отдела маркетинга, которые помогают создавать и укреплять отличия компании, значимые для ее клиентов.
Обычно аудит проводят так
Берут теоретическую модель, например, 4P. Изучают и описывают каждую составляющую маркетинга в компании, определяют слабые места и составляют рекомендации.
Плюсы
- Детальный анализ. Финальные отчеты некоторых агентств напоминают научную работу.
Минусы
- Не видим маркетинг с позиции клиента
- Часть информации (рекомендаций) не несет ценности для клиента.
Пример
Аудит выявил, что качество обслуживания в фирме N. напрямую зависит от консультанта, на которого «попал» клиент. Маркетологи составили и ввели единые стандарты сервиса. Периодически направляли «тайных покупателей» и проверяли, насколько им следуют. Но при этом сам клиент предпочел бы заказывать все онлайн и не общаться с консультантами в принципе. Как только конкуренты предоставили такую возможность, клиенты перешли к ним. В борьбе за звание «фирмы высокой культуры быта» маркетологи не увидели клиента.
Как делаю аудит я
Составляю карты потребительского опыта и оцениваю, насколько действия маркетологов соотносятся с мыслями, чувствами, поведением клиентов на каждой стадии выбора и использования продукта или услуги.
Плюсы
- Рекомендации напрямую влияют на улучшение потребительского опыта.
- Фокус на важном, второстепенные активности не рассматриваются.
Пример
Интернет-магазин оборудования и ингредиентов для варки домашнего пива вкладывается в рерайтинг статей о пиве. Целевая аудитория — эксперты. Они регулярно читают профессиональную тематическую литературу и не нуждаются в популярных статьях. Что им действительно важно — по результатам аудита — удобный каталог и детальное технологическое описание продукции (напр., хмель — альфа-кислотность, год урожая, аромат, таблица взаимозаменяемости, тип использования и пр.). Ресурсы магазина в первую очередь следует направить не в написание текстов, а в привлечение грамотной веб-студии.