Дмитрий Захарин
С 2021 работает в рекламном агентстве в Германии.
На рекламном рынке — более 18 лет. Начинал работу в Минском офисе OMD, работал в Беларуси и Казахстане. Прошел путь от медиа-плэнера до Медиа/Эккаунт директора.
— Когда обсуждают миграцию, часто слышу набор «штампов»: «западные рынки ждут только айтишников», «гуманитарии там не нужны» и т.д. Последние несколько лет у профессий, связанных с IT, действительно больше шансов на передвижение по всему миру. Айтишникам чуть легче эмигрировать. Однако не стоит воспринимать штампы за истину в последней инстанции.
— Давайте рассмотрим процесс найма в сфере рекламы в Германии и сравним его со «сферическим» айтишным опытом рекрутинга.
Агентства постоянно нанимают сотрудников, но при этом само количество компаний меньше и вакансий в компаниях меньше, чем например, число вакансий программистов на условной «Java». Соответственно конкурс может быть ощутимо выше.
Требования к соискателю выглядят чуть более сложными по сравнению с IT. В случае рекламных профессий требуется сочетание нескольких факторов:
Специфичного опыта (опыт работы с медиаканалами + с клиентами).
Знания языка (минимум английский, в идеале еще и язык страны куда едешь, причем не на уровне A1-A2). Обычно подтверждения сертификатом не требуется — достаточно будет, если вы укажете в резюме уровень владения (fluent, например). Ваш уровень сразу определят на первом собеседовании.
Знания рынка (тут требования могут варьироваться — от простого понимания структуры рынка до знания непосредственно подрядчиков и опыта работы с ними).
Первые два пункта — просто обязательны. Очень много зависит от того, как вы покажете себя на собеседовании: как такового технического интервью здесь нет, но о работе рассказать необходимо, параллельно убеждая интервьюера, что ты тот, кто им нужен.
Две хороших новости:
Если нет 100% релевантного опыта работы в странах ЕС, будьте готовы к тому, что придется рассматривать позиции ниже той, которая есть сейчас. Со временем восстановиться до прежних позиций скорее всего получится. Работайте, не делайте ошибок и будет вам карьерный рост. Но только при условии хорошего владения языком (лучше всего — родным языком страны, куда вы перебрались).
Если компания транснациональная и вы уже работали в такой или аналогичной компании, позицию возможно удастся сохранить или же сразу обсудить план по восстановлению прежнего статуса. Опять же, свободное владение иностранным языком — базовое требование.
Поскольку рекламные агентства в основном нанимают людей с внутреннего рынка — в большинстве случаев не стоит ожидать релокейт пакета или чего-то аналогичного. Визовые и бытовые вопросы придется решать самому.
Приступая к процессу получения визы надо быть готовым, что именно вы будете выступать «двигателем» процесса: узнавать, какие точно документы нужны, заранее готовить апостили и подтверждения локальных документов (в случае немецкого посольства — многие документы необходимо было предоставлять с нотариально заверенным переводом, диплом с апостилем), задавать вопросы посольству и будущему работодателю, если возникают задержки и т.п.
Если не получается претендовать на Blue Card, подавайте документы на обычную рабочую визу. Только внимательно изучите требования. Список документов и требований немного отличается (например, при переезде по обычной визе супруг/супруга должны сдать тест немецкого языка на уровень А1 — не смертельно, но займет время).
Наличие или отсутствие Blue Card повлияет на некоторые моменты при увольнении и поиске работы. Но в целом тип полученной визы (Blue card или обычная рабочая) никак не отразится на повседневной жизни.
Разбираться в особенностях миграционного и налогового законодательства страны назначения лучше начать заранее. На месте придется проходить процесс получения ВНЖ.
Что может помочь?
Помогут платформы, на которых общаются мигранты. Показательный пример — база знаний по миграции и жизни в Германии. Читать и «переваривать» информацию (как по работе, так и по внерабочим вопросам) придется много.
— Что бросается в глаза после переезда для человека проработавшего 18 лет на рынках Беларуси и Казахстана:
Большой рынок, с крупными игроками, как со стороны подрядчиков (медиаплатформ), так и со стороны клиентов. Соответственно, суммы рекламных кампаний в разы больше тех, к которым привыкли медиаменеджеры и плэнеры на родине. БОльшие суммы позволяют проводить, в том числе, больше экспериментов, test&learn кампаний, проводить исследования по эффективности кампаний, поскольку цена таких исследований на фоне медиа инвестиций выглядит достаточно скромной.
Количество исследований, которое существует на рынке (чем больше рынок в деньгах — тем больше исследований). Но при этом некоторые отдельные технические решения (платформы, схемы продаж медиа) могут вызывать удивление некоторой архаичностью.
Другой медиаландшафт. Роль медиаканалов воспринимается по-другому, медиапотребление выглядит несколько иначе. Например, сильные позиции прессы, в том числе региональной, или высокая стоимость контакта на ТВ. К этому необходимо адаптироваться.
Рынок диверсифицирован по регионам: кроме крупных национальных игроков, есть ряд достаточно крупных игроков сосредоточены в нескольких регионах страны. Соответственно речь идет не о национальных рекламных кампаниях, а о региональных. Это требует большего вовлечения в рынок на уровне регионов, больше работы по планированию и реализации рекламных кампаний.
Крупные агентства — действительно крупные. Штат таких агентств превышает 1000 человек. Как результат — внутренняя структура более детализирована. Команды имеют четко обозначенные зоны ответственности. Например, в агентствах обязательно будет отдел по работе с данными. Это сильно облегчает работу, особенно большие, сложные проекты, где можно распараллеливать некоторые задачи.
Мелкие особенности рынков, о которых никто не говорит, но которые тем не менее контрастируют с белоруской реальностью. Например, полное отсутствие актов выполненных работ, которые являются просто неотъемлемой часть жизни плэнера. Или 100% онлайн ведение финансовых расчетов с клиентами и подрядчиками.
Иногда мигранты, переезжающие из столицы своей родины, прицеливаются на столицу. Не стоит так делать. Зарплаты здесь скорее привязаны к компании и городу, но не обязательно самые высокие зарплаты в столице. Например, в Германии из-за гомогенности среды разница между городом в 1.5млн жителей и в 300-400 тыс жителей будет незначительна, и когда компания предлагает несколько мест для релокации с одинаковой компенсацией — можно ориентироваться на ряд факторов, в отрыве от зарплат: спокойное ли место, далеко ли до других интересных точек (горы, море, океан, исторические места, центры фестивальных движений и пр). В конце концов выбор иногда может зависеть от архитектуры — нравится ли город эстетически.
Рано или поздно обращает на себя внимание менталитет людей в стране переезда. Отмечу, что все зависит от личного отношения к ситуации. Надо принять, что в новой стране живут точно такие же люди, просто с несколько другой историей. Из этой истории будут «расти» не только особенности людей, но и особенности взаимодействия с ними (с соседями или с коллегами, да и просто в повседневной жизни — в магазине, например). Также «тяжелый» отпечаток традиций будет нести бюрократия и подход к некоторым деловым процессам.
Поскольку «переделать» в окружающих некоторые, традиционно сложившиеся вещи ты не можешь, придется адаптироваться. Если вы планируете оставаться надолго — сразу определите план интеграции, в том числе обучение языку и прохождение интеграционных курсов.
Практически во всех странах есть сложившиеся диаспоры, которые могут помочь советом (иногда делом, например, услугами перевода у врача или в миграционной службах). Обычно все они имеют телеграм-канал или форум/группу в facebook.
Стоит упомянуть про вывоз животных из РБ и ввоз в страну назначения. Это отдельный процесс, который займет определенное время на родине. В принципе требований немного: питомец должен быть чипирован и у него должен быть паспорт международного образца (а такой паспорт сразу влечет за собой необходимость делать все необходимые прививки). Кроме этого необходимо получить справку на вывоз в государственной ветлечебнице. Проблемы возникают, если ничего из вышеперечисленного нет, а выезд — через неделю.
Также надо определиться с логистикой. Самый простой вариант — везти животное с собой (и хозяин меньше волнуется и питомец спокоен). Если это невозможно, придется найти перевозчика и передать животное с ним.
В стране назначения «натурализовать» питомца легче, но все равно надо будет изучить вопрос владения домашними животными: необходимо ли его регистрировать, страховать, какие требования вообще существуют для содержания животных (регистрации, налоги прочее). Надо быть готовым, что могут возникнуть вопросы и у тех, кто сдает вам квартиру: иногда для проживания животных требуют дополнительную страховку.
С этой частью переезда меньше всего проблем. Но все же следует «погрузиться» в особенности рынка недвижимости, чтобы понять, насколько быстро вы сможете снять меблированную квартиру, насколько вам вообще нужна полностью меблированная квартира и т.д. Это поможет определить, необходим ли вам запас средств, чтобы купить мебель первой необходимости на месте.
— Вопрос, на который каждый должен дать ответ сам. Как всегда: кто-то будет бежать от чего-то, кто-то будет переезжать «к чему-то». У большинства сейчас это будет микс, где будет больше первого, чем второго, но это всегда будет микс.
Для молодых медиаменеджеров и плэнеров — это в первую очередь возможность познакомиться с новым рынком, получить новый опыт.
Для рекламщиков постарше — это возможность также посмотреть на рынок другими глазами, возможно получить возможность реализации своих проектов, которые нельзя было реализовать на родине, возможность получить более «длинный горизонт планирования» в проектах.
В общечеловеческом плане — это возможность посмотреть на другую культуру изнутри, не как турист, опять же — получить «длинный горизонт планирования» своей жизни. Для мигрантов с детьми — возможность заложить в ребенка несколько другой набор знаний (естественно, с упором на языки).
Стоит отметить, что миграция потребует определенных усилий и будет проверкой на самостоятельность и решительность. Если вы приняли решение о миграции, но чувствуете что нужна будет поддержка — обзаведитесь контактом психолога еще на родине, благо цифровизация позволяет проводить удаленные сессии.