Полет готовили не дилетанты, а профессионалы. И они закрыли глаза на конструктивные просчеты челнока и на неподходящие для запуска погодные условия. Почему? Объяснение нашли в исследованиях психологических процессов, возникающих в группе.
Психологи обнаружили, что чем сплоченнее и слаженнее работает коллектив, тем выше вероятность переоценки правильности решений группы, ниже уровень рефлексии и критического мышления. Феномен назвали «огрупплением мышления».
Групповая динамика в коллективе NASA и в вашей компании подчиняется одним законам. В угоду единомыслия отбрасываются сомнения, недооцениваются трудности и проблемы, принимаются слабые решения.
Чтобы не стать очередной иллюстрацией темы «огруппление мышления» и разработать сильную маркетинговую стратегию:
Сталкивался с мнением, что стратегией должны заниматься лишь собственники бизнеса, что привлекать к ее разработке внешних консультантов — глупость. Теперь вы понимаете, что с независимым маркетологом у компании больше шансов принять сильные решения.
Находиться внутри системы и осознавать, что вы перестали реалистично оценивать происходящее, не всегда удается. Через 17 лет после «Челленджера», когда казалось бы правильные выводы сделаны и профилактические меры должны быть приняты, «огруппление мышления» вызвало новую катастрофу — гибель челнока «Колумбия». Расследование показало, что сотрудники NASA необоснованно преуменьшили значимость повреждения обшивки шаттла и при входе в атмосферу Земли челнок распался на части.
Eсли вы создаете и выводите на рынок новый продукт, пересматриваете маркетинговую стратегию, используйте независимого маркетолога для «заземления».
Приглашайте сторонних экспертов на совещания. Попросите их оспорить взгляды сотрудников, задавать вопросы, делиться сомнениями. Или же поручите работать над стратегией или продуктом параллельно, а потом сравните конечные выводы.
Интуитивно некоторые предприниматели стремятся получить взгляд и оценку бизнеса со стороны. Поделюсь примерами.
Предприятие занимает лидирующую позицию на рынке офисной мебели в РБ. Два последних года я участвовал в стратегических сессиях в качестве приглашенного эксперта.
Для клиентов из Северной Америки, Европы, Австралии и СНГ Axamit разрабатывает интернет/интранет приложения, а также корпоративные решения для автоматизации и управления внутренними бизнес-процессами компании. В качестве независимого маркетолога я участвовал в обсуждении маркетинговой стратегии. Посмотрел на коммуникационную политику компании «глазами новичка». Именно такой взгляд помогает расширить область развития*.
* например, Лобачевский рассмотрел исходные положения геометрии без принятого специалистами багажа установок и создал гиперболическую геометрию.
Агентство разрабатывает сайты и интернет-магазины. Сертифицированный партнер 1С-Битрикс. Меня пригласили на обсуждение разработанной маркетинговой стратегии и сразу же обозначили роль — «внешний критик».
Пока вы внутри компании вынашиваете и обсуждаете маркетинговые планы, ваши конкуренты, возможно, уже получают обратную связь от приглашенных экспертов.