Автор: Дмитрий Бартошевич (мою фамилию часто пишут как Барташевич)

Как подготовить подарки и поздравления, которые запомнят клиенты

Обмен поздравлениями и подарками с партнерами и клиентами — традиционный атрибут Нового года и Рождества. Давайте вместе порассуждаем, стоит ли поздравлять клиентов с праздниками, как правильно выбрать подарок и что же написать в поздравительном письме.

Почему мы дарим подарки?

Я встречал компании, которые не поздравляют клиентов с зимними праздниками, потому что «это не приносит денег». За такими словами скрывается ошибочное понимание сути подарка. Подарок — это не награда, не жертва, не взятка и не оплата. Это то, что дают безвозмездно, т.е. даром и не ожидая ничего взамен.

Родители поздравляют ребенка в день рождения не потому, что тот убрал в комнате или обещал себя вести хорошо, а потому, что он есть. Само существования ребенка — достаточное условие для поздравления. Наличие клиента — достаточное условие для подарка на Новый год.

Люди разочаровываются в идее корпоративных подарков, потому что примешивают к поздравлению чуждые стремления. Либо пытаются купить расположение клиента, либо действуют в рамках смутных представлений «ты — мне, я — тебе».

Подарок — то, что дают легко, то, что идет от избытка. Чувство разочарования — маркер, сигнализирующий о неверной психологической установке.

Корпоративные подарки на Новый год
Корпоративные подарки на Новый год. Фото: Patrick Pahlke | Unsplash

Что ваш подарок говорит о вас?

Обычно учат, что подарок нужно выбирать, думая об интересах и увлечениях получателя. В контексте бизнес-подарков все с точностью наоборот: думайте о себе и своем бизнесе.

Возможности выбора стремительно увеличиваются с каждым днем, а объем внимания человека по прежнему ограничен. Важно занять четкую позицию в сознании потребителя, чтобы не затеряться в потоке предложений. Важно, чтобы все, с чем соприкасается клиент, отражало и подчеркивало конкурентные преимущества вашего предприятия. Это касается сайта, буклетов, наружной рекламы, визиток, прайс-листов, и, конечно же, деловых подарков.

На тематических форумах вам посоветуют подарить и наборы для глинтвейна, и корзины с печеньем и конфетами, и клубные карты фитнес-центров, и выездные квесты, и подписку на деловые издания. Не говоря уже о брендированных ежедневниках, ручках, флешках и пр. Выбрать подарок проще, если сначала вы сформулируете сообщение клиентам, а затем уже определите, как лучше всего донести его до сознания.

Если, например, у рекламного агентства ключевое сообщение — «С нами вас услышат!», то его отразит не набор брендированного шоколада, а охотничий сигнальный рожок.

Письмо, которое стоит написать

Многие хотят сделать текст новогоднего поздравления уникальным, ярким и запоминающимся, но получаются общие слова и поздравительные штампы.

Если текст поздравления для компании Х подходит и для компании К, то скорее всего написана банальность.

Хорошее поздравление:
— индивидуальное;
— подходит только для адресата;
— не может быть приписано другой компании.

Хотите выделиться из общего поздравительного шума — отметьте, как клиент на протяжении года помогал развиваться вашей компании, что дали в профессиональном плане проекты и заказы клиента. За каждой успешной компанией стоят клиенты. Если вы еще в бизнесе, вам есть кого благодарить.