Как оформить магазин к Новому году: визуальный мерчендайзинг без ошибок
Как оформить магазин к новогодним праздникам обсудил со специалистом в визуальном мерчендайзинге и витринистике — Алей Назаркиной. Беседа получилась интересной. Поговорили о задачах и роли визуального мерчендайзинга, типичных ошибках, ситуации на рынке и принципах выбора специалистов для новогоднего оформления магазина.
Идеалы и реальность визуального мерчендайзинга в Беларуси
— Грамотное оформление магазина должно подчеркивать и укреплять образ бренда, помогать отстраиваться от конкурентов. Примеры — Starbucks, Desigual, Victoria’s Secret, чей стиль вы узнаете и в Москве, и в Нью-Йорке. Это ориентиры, «чистые» идеи, которые объясняют миссию и творческую задачу специалистов по визуальному мерчендайзингу.
Воплотить же эти идеи в Беларуси не легко. Бизнесмены не стремятся получить событийный дизайн, действительно способный визуально «отыграть», привлечь внимание, повлиять на лояльность клиентов. Не каждый руководитель понимает значимость единого образа компании и роли мерчендайзинга. «Нам дизайн не нужен: мы уже елку купили, сотрудники дождик на нее повесили...» В итоге белорусские магазины напоминают безликие копии одной маловразумительной несуществующей витрины.
Подход к оформлению магазина в Новый год
— Новый год не означает одинаковый праздничный образ магазинов. Контекст праздника раскрывается в бесчисленном калейдоскопе образов и идей, которые, хотя и отсылают к Новому году, в корне отличаются друг от друга. Все зависит от расставленных акцентов и смыслов, эмоций и настроения: от наивных, сказочных и детских до деловых, винтажных или даже с намеком на сексуальность.
Праздник или сезон — часть инструментария, который на практике можно применить самым неожиданным образом в контексте конкретного бренда, культуры, места и конкретной узкой задачи.

Типичные ошибки при оформлении магазинов
— Я против универсальных рецептов и формул по созданию идеальной витрины. Какую бы инструкцию не составили, она не поможет человеку без специальной подготовки провести операцию по удалению аппендицита. Также и в визуальном мерчендайзинге. Эта сфера требует специфических навыков, компетенций и опыта. Желаете понять, что с витриной не так и что делать, — пригласите для анализа специалиста по визуальному мерчендайзингу.
Если же кратко выделить ключевые моменты, то отмечу следующее:
- «В норме» витрина рассказывает историю, которая легко считывается через визуальные образы. Вместо этого часто наблюдаю архаичную демонстрацию «достижений народного хозяйства».
- Если полумрак — не задумка дизайнера, осветите витрину максимально. Не одним светильником, а несколькими и с разных точек. Свет на манекены и на товар должен быть разным.
- Оденьте и обуйте манекены. Чем полнее и живее образы манекенов, тем лучше.
- Манекены и прочие атрибуты должны вписываться в стиль и сюжет витрины, дополнять историю, участвовать в ней.
Кого и как выбирать для оформления магазина
— Целостный качественный образ магазина должны создавать специалисты по визуальному мерчендайзингу и витринистике, которые знают и понимают розницу. Не дизайнеры квартир, не архитекторы и даже не флористы.
Идеальная ситуация — слаженная работа над проектом нескольких специалистов — торгового маркетолога, дизайнера и архитектора. Такая синергия принесет магазину больше пользы чем талантливый дизайнер, который раньше работал оформителем на праздниках.

В первую очередь о профессиональном оформлении магазинов следует задуматься владельцам торговых сетей. Специалист создаст образ и стандарты для одного магазина, проведет внутреннее обучение, а сотрудники сети займутся масштабированием.
При выборе специалиста обратите внимание на:
- специализацию (розница, кафе, события, корпоративы, др.);
- обоснование предлагаемых идей (одни скажут «так красиво», другие — «это увеличит средний чек»);
- срок разработки проекта и срок реализации;
- возможность обучения персонала для поддержки витрины или ее масштабирования;
- стоимость услуг и стоимость материалов (это разные сметы).