Автор: Дмитрий Бартошевич (мою фамилию часто пишут как Барташевич)

Новогоднее оформление магазина

Как оформить магазин к новогодним праздникам обсудил со специалистом в визуальном мерчендайзинге и витринистике — Алей Назаркиной. Беседа получилась интересной. Поговорили о задачах и роли визуального мерчендайзинга, типичных ошибках, ситуации на рынке и принципах выбора специалистов для новогоднего оформления магазина.

Александра Назаркина
Аля Назаркина
руководитель проекта «Магазин под ключ», nzr.by

Идеалы и реальность визуального мерчендайзинга в Беларуси

— Грамотное оформление магазина должно подчеркивать и укреплять образ бренда, помогать отстраиваться от конкурентов. Примеры — Starbucks, Desigual, Victoria’s Secret, чей стиль вы узнаете и в Москве, и в Нью-Йорке. Это ориентиры, «чистые» идеи, которые объясняют миссию и творческую задачу специалистов по визуальному мерчендайзингу.

Воплотить же эти идеи в Беларуси не легко. Бизнесмены не стремятся получить событийный дизайн, действительно способный визуально «отыграть», привлечь внимание, повлиять на лояльность клиентов. Не каждый руководитель понимает значимость единого образа компании и роли мерчендайзинга. «Нам дизайн не нужен: мы уже елку купили, сотрудники дождик на нее повесили...» В итоге белорусские магазины напоминают безликие копии одной маловразумительной несуществующей витрины.

Подход к оформлению магазина в Новый год

— Новый год не означает одинаковый праздничный образ магазинов. Контекст праздника раскрывается в бесчисленном калейдоскопе образов и идей, которые, хотя и отсылают к Новому году, в корне отличаются друг от друга. Все зависит от расставленных акцентов и смыслов, эмоций и настроения: от наивных, сказочных и детских до деловых, винтажных или даже с намеком на сексуальность.

Праздник или сезон — часть инструментария, который на практике можно применить самым неожиданным образом в контексте конкретного бренда, культуры, места и конкретной узкой задачи.

фотографии витрин
Новогодние витрины. Разный инструментарий, разный подход, разные интерпретации

Типичные ошибки при оформлении магазинов

— Я против универсальных рецептов и формул по созданию идеальной витрины. Какую бы инструкцию не составили, она не поможет человеку без специальной подготовки провести операцию по удалению аппендицита. Также и в визуальном мерчендайзинге. Эта сфера требует специфических навыков, компетенций и опыта. Желаете понять, что с витриной не так и что делать, — пригласите для анализа специалиста по визуальному мерчендайзингу.

Если же кратко выделить ключевые моменты, то отмечу следующее:

  • «В норме» витрина рассказывает историю, которая легко считывается через визуальные образы. Вместо этого часто наблюдаю архаичную демонстрацию «достижений народного хозяйства».
  • Если полумрак — не задумка дизайнера, осветите витрину максимально. Не одним светильником, а несколькими и с разных точек. Свет на манекены и на товар должен быть разным.
  • Оденьте и обуйте манекены. Чем полнее и живее образы манекенов, тем лучше.
  • Манекены и прочие атрибуты должны вписываться в стиль и сюжет витрины, дополнять историю, участвовать в ней.

Кого и как выбирать для оформления магазина

— Целостный качественный образ магазина должны создавать специалисты по визуальному мерчендайзингу и витринистике, которые знают и понимают розницу. Не дизайнеры квартир, не архитекторы и даже не флористы.

Идеальная ситуация — слаженная работа над проектом нескольких специалистов — торгового маркетолога, дизайнера и архитектора. Такая синергия принесет магазину больше пользы чем талантливый дизайнер, который раньше работал оформителем на праздниках.

образ магазина должны создавать специалисты по визуальному мерчендайзингу и витринистике

В первую очередь о профессиональном оформлении магазинов следует задуматься владельцам торговых сетей. Специалист создаст образ и стандарты для одного магазина, проведет внутреннее обучение, а сотрудники сети займутся масштабированием.

При выборе специалиста обратите внимание на:

  • специализацию (розница, кафе, события, корпоративы, др.);
  • обоснование предлагаемых идей (одни скажут «так красиво», другие — «это увеличит средний чек»);
  • срок разработки проекта и срок реализации;
  • возможность обучения персонала для поддержки витрины или ее масштабирования;
  • стоимость услуг и стоимость материалов (это разные сметы).