Темные паттерны в маркетинге: почему они вредят бизнесу и как работать по-другому

Темные или манипулятивные паттерны (dark / deceptive patterns) — уловки, используемые на сайтах и веб-приложениях, которые вынуждают пользователя делать то, что он делать изначально не планировал. Эти практики используют наработки когнитивной психологии в интересах бизнеса, подталкивая к совершению покупки, подписке на рассылку или предоставлению личных данных, игнорируя реальные намерения пользователя.

В моем мире подобные манипулятивные приемы к маркетингу не имеют отношения. Я призываю строить с клиентами здоровое сотрудничество, основанное на доверии, а не обмане. И дело здесь не только в этике, но и в рисках, которые создают темные паттерны для бизнеса.

Какие паттерны относятся к темным. Критерии

Защитники темных паттернов говорят, что в маркетинге все — манипуляция, а следовательно все приемы допустимы. Это не так.

Давайте сначала разберемся с определением. Гарри Бригналл (Harry Brignull) ввел термин «темные паттерны» в 2010 году. Он создал сайт, на котором перечислил основные манипулятивные приемы, используемые дизайнерами и маркетологами. Все эти приемы объединяет одно — они стремятся ввести пользователя в заблуждение или ограничить его выбор в интересах бизнеса. Этот критерий является основным для отнесения любого действия к группе манипулятивных.

Для более детального изучения темных паттернов, их типов и примеров, вы можете посетить сайт Гарри Бригналла Deceptive Design (en).

Примеры:

  • Важная информация для принятия взвешенного решения скрыта или искажена (например, человек не получает информацию о долговременных последствиях приобретения продукта или услуги).
  • Запутанный интерфейс.
  • Вызывается ложное чувство срочности или нехватки.
  • Отказ от услуги спроектирован излишне сложным.
  • Фальшивые положительные отзывы.
  • Списывание платежа с привязанной карты без явного согласия.
Скриншот страницы интернет-магазина, который использует темный паттерн
Пример фальшивого дефицита: показывается низкий уровень запасов и высокий спрос. Используется естественная склонность пользователей придавать большую ценность предметам, которые кажутся редкими или эксклюзивными.

Темные паттерны основываются на специфическом восприятии клиента. Он представляется легковерным, невнимательным к деталям, склонным к импульсивным решениям и неспособным к осознанному выбору.

Когда Федеральная торговая комиссия США (FTC) предложила сократить процесс отмены подписок на онлайн-сервисы до одного клика, торговые группы возразили. Они заявили, что это приведет к массовым случайным отпискам и лишит пользователей возможности воспользоваться «горячими» предложениями. По их мнению, лучше позволить компаниям защищать клиентов от самих себя, усложняя процесс прекращения обслуживания (источник — Gizmodo, 2023 год).

Подобное представление о пользователях отражает сильное недооценивание их способности к критическому мышлению и самостоятельному выбору. Такой образ клиента оправдывает использование манипулятивных практик. Если люди, по мнению компаний, покупают не то, что выбрали, а то, что им внушили, то темные паттерны становятся обычной деловой практикой. «Здесь так принято!»

Темные паттерны на практике. Распознаем

Представим, что некий ресторан приобрел дорогие омниполярные колонки. Маркетолог в соц. сетях указал: «Мы оборудовали наш зал омниполярными колонками, приглашаем вас насладиться необычным звучанием музыки». Человек изначально не собирался посещать ресторан, но заинтересовался акустической системой и пришел. Это манипуляция?

Нет, маркетолог не пытается ввести подписчиков в заблуждение, он открыто и прямо делится информацией. В этом случае решение посетить ресторан означает, что клиенту предложили ценность, соответствующую его интересам, а не то, что пользователя соц. сетей заставили совершить действие вопреки желанию.

В «темной версии» текст в соц. сетях мог быть таким: «Только сегодня и только в нашем ресторане — мировые музыкальные хиты в уникальном звучании с крутыми омниполярными колонками. Осталось лишь два свободных столика, так что поторопитесь!». У пользователя пытаются создать чувство срочности, подталкивая к импульсивному решению.

Скриншот опроса о посещении ресторана с вариантами ответов 'конечно' и 'нет, я скучный'
Возможен и такой вариант — у читателя стараются вызвать чувство стыда или неполноценности за отказ.

Ситуация, которую мы рассмотрели, показывает, что темные паттерны существуют лишь в коммуникации с аудиторией. Ресторан обновил акустическую систему, сделав пребывание посетителей более комфортным. Это факт, не манипуляция. Однако использование этой информации для искажения представления о сервисе или ограничения выбора пользователя — манипулятивные паттерны.

Анализ последствий использования темных паттернов

а) последствия для клиента

Темные паттерны приводят к нежелательным для клиента расходам, ощущению обмана, потере времени и ресурсов на решение возникших проблем (например, для отмены подписки на услуги). Результат — человек откажется от дальнейшего сотрудничества с компанией и может активно делиться своим недовольством в социальных сетях.

Темные паттерны отражаются на потребительском поведении в целом. Пользователи становятся более критичными и осторожными. Столкнувшись с намеком на манипуляцию, человек начинает сомневаться в честности компании и ищет альтернативные предложения.

По всему миру растет количество исследований и публикаций на тему темных паттернов, появляются законодательные инициативы для борьбы с ними, увеличивается число жалоб в органы защиты прав потребителей. Посмотрите перечень судебных решений в ЕС и США, касающихся манипулятивных паттернов. Суммы штрафов иногда достигают десятизначных цифр. Это свидетельство растущего осознания проблемы и стремления к ее решению.

Скриншот интерфейса Threads и его альтернативная версия без темных паттернов
Пример повышенного внимания к теме: UX-исследователи «очищают» пользовательский интерфейс Threads от темных паттернов.

б) последствия для бизнеса

Сразу можно назвать риски использования манипулятивных паттернов, которые лежат на поверхности:

  • снижение доверия потребителей;
  • ухудшение репутации бренда;
  • сокращение количества пользователей сервиса;
  • увеличение числа негативных отзывов и жалоб;
  • увеличение расходов на PR;
  • возможные судебные иски и штрафы.

Есть еще одно важное последствие для долгосрочного развития бизнеса. Если рассматривать клиента как несамостоятельный субъект, легко подверженный чужому влиянию, то пренебрежение его потребностями, ценностями и интересами становится нормой. Компания перестает интересоваться своими клиентами и игнорирует их, что лишает ее источника развития. Можете ли вы представить успешное сотрудничество, когда одна сторона игнорирует другую? Я — нет.

Периодически ко мне поступают обращения от компаний, которые ничего не знают о своих клиентах. И не хотят узнать. А запрашивают у меня какой-нибудь ловкий маркетинговый трюк, чтобы продажи подросли уже к утру.

Альтернатива темным паттернам

Чтобы взаимодействовать с пользователем, не прибегая к манипуляциям, сначала нужно увидеть в нем осознанного субъекта, способного критически воспринимать предложения. Нужно признать за ним право на интересы и мнения, отличные от наших.

Принятие такой установки автоматически изменит бизнес-процессы. Компания оставит попытки обратить каждого в покупателя. Вместо этого она попробует узнать людей и предложить им что-то по настоящему ценное.

Информация об услугах и продуктах станет прозрачной. Рекламные материалы помогут лучше понять продукт и сделать взвешенный выбор.

Компания будет проводить регулярные опросы, отслеживать уровень NPS, анализировать отзывы пользователей, чтобы оставаться на связи с аудиторией.

Ошибки и проблемы, с которыми сталкивается компания, будут открыто обсуждаться. Постепенно отношения с клиентами станут доверительными, укрепится репутация организации как ответственного и уважающего своих клиентов бизнеса.

Переход от темных паттернов к этичному маркетингу

Если вы настроены на устойчивое развитие компании, обратите внимание на следующие правила:

  1. Проведите внутренний аудит всех точек взаимодействия с клиентами, чтобы выявить и устранить манипулятивные паттерны. Вы можете пригласить экспертов или обсудить с клиентами, как улучшить прозрачность и честность взаимодействия.

  2. Создайте и реализуйте концепцию бренда. Это поможет заново определить свои ценности и преимущества в глазах потребителей.

  3. Обучите команду принципам этичного взаимодействия с клиентами и важности уважительного отношения к их выбору.

  4. Внедрите механизмы обратной связи, позволяющие пользователям легко делиться мнениями и предложениями.

  5. Регулярно анализируйте отзывы, чтобы улучшать продукты и услуги, адаптировать стратегии маркетинга, поддерживать конкурентоспособность на рынке.