Автор: Дмитрий Бартошевич (мою фамилию часто пишут как Барташевич)

Адаптация маркетинговой стратегии в условиях кризиса

Не первый раз сталкиваюсь с ситуацией, когда директоры, прикрываясь кризисом, откладывают работу над маркетинговой стратегией предприятия. Для меня это равносильно оставлению штурвала корабля капитаном во время шторма. Или как если бы Ставка Верховного Главнокомандования осенью сорок первого разошлась по домам, потому как информация с фронта каждый день новая, немцы воюют нечестно, стабильности нет, мало времени для детей, любимых друзей и чтения.

Важность стратегического подхода в кризис

Стратегическое мышление необходимо вне зависимости от экономических циклов. Отказ от систематического подхода может привести к эпизодической и неэффективной маркетинговой активности. Опыт показывает, что компании, активно работающие над своей стратегией в кризис, часто выходят из него сильнее.

Пример. Netflix, вместо того чтобы сократить инвестиции в кризис 2008 года, сосредоточился на стратегии стриминга, что позволило им стать лидером в своей отрасли.

Значимость стратегии в условиях неопределенности

Значимый компонент разработки стратегии — оценка внешней среды. Успешна та компания, которая функционирует в оптимальном соответствии с внешней средой. Поэтому в основе правильной стратегии лежит глубокое понимание рынка. И такого понимания следует добиваться в ситуации кризиса и непредсказуемости. Т.е. сама ситуация подталкивает к исследованию клиентов, конкурентов, корректировке способов достижения целей и анализу возможностей.

Как говорят боксеры, держите глаза открытыми, а то пропустите самое интересное.

Предсказуемое и некризисное время — время действий, нежели рефлексии и стратегии. Когда на мелководье много рыбы, то не требуется оттачивать мастерство рыбака. Здесь следует действовать и как можно быстрее руками перебрасывать рыбу на берег. А вот когда глубоко и рыбы мало, то здесь уже пора и о рыбацких хитростях подумать. Если продажи растут ежемесячно в геометрической прогрессии, то вопросы развития бренда, отстройки от конкурентов не столь актуальны. А когда рынок замирает или сужается, то вопрос восприятия клиентами вашей торговой марки играет одну из главных ролей. Ведь сознание клиента — это и есть реальность рынка.

Подходы к маркетингу в условиях кризиса

В условиях экономической нестабильности некоторые компании решают привлекать клиентов скидками. Однако те, кто строит свою работу на основе четко проработанной стратегии, оказываются менее уязвимыми перед вызовами кризиса.

Как капитан познается в шторм, так и маркетинг — в кризис.

Если вы хотите узнать больше о том, как адаптировать ваш маркетинговый план к текущим экономическим условиям, изучите следующие материалы: