Компания «Славная» — производитель питьевой воды. Сайт компании подчеркивает натуральность и безопасность ее состава, доступность для всех слоев населения, поддержку компанией спорта. На странице компании в соц. сети маркетологи размещают вот такие фото.
После волны возмущения в байнете появились комментарии белорусских «гуру» вирусного маркетинга. Комментарии сводились к «Э-э-э, ну я бы так не делала». Чувствовалось, что они сами не понимают, почему. Предполагаю, если бы не негативная реакция, их комментарий был бы «Отличный пример вируса. Количество упоминаний в сети выросло в Х раз».
Становлению бренда помогает не шум, а прежде всего те смыслы, которые останутся в голове у человека после просмотра сообщения компании. «Что сказать» важнее, чем «сколько услышало».
Когда есть четкая концепция бренда, отдел маркетинга не мечется от одной идеи к другой, а четко понимает, что нужно делать и почему. Если такой идеи нет, получаем суетливую атмосферу, непродуманные авральные акции и сомнения в эффективности сотрудников.
В такой ситуации следует остановиться и осознать, что и зачем делает компания, что делает ее отличной от других, какой посыл она несет клиентам. Вместо этого вирусный маркетинг усиливает ажитацию и гонится за лайками, просмотрами и публикациями.
Обыватель уверен, что вирусный маркетинг — это маркетинг без бюджета. Он думает, что ролики распространяются так: человек снял видео и выложил в интернет → видео посмотрели друзья и поделились в соц. сетях → новые зрители показали ролик своим знакомым → и вот уже 10000+ просмотров. На самом же деле ролики сами себя не воспроизводят и не растут по принципу «снежного кома». Здесь иные законы.
Жизнь вирусам дают «агенты влияния» — люди с большим количеством фолловеров, подписчиков, друзей в соц. сетях. В результате так называемого посева ролик сразу видит большое количество людей. Количество просмотров резко увеличивается, но затем быстро начинает снижаться. Потому как не каждый запостит видео у себя или поделится с друзьями.
На рисунках ниже визуализации результатов исследования компании Pulsar, которая изучала характер распространения вирусов в социальных медиа. Каждая голубая точка — это твит с вирусным сообщением. Желтая — ретвит. Размер точки — примерный охват твита. «Агентов влияния» можно увидеть воочию.
Желающим узнать по теме больше, рекомендую видео, в котором Игорь Ашманов рассказывает о механике распространения вирусов и новостных вбросов. Бесплатность вирусного маркетинга — миф. Вам придется найти «агентов влияния» в своей сфере и стимулировать публиковать ваш контент. И делать это регулярно.
Я выступаю за системный маркетинг, который строится вокруг центральной идеи бренда. Все, что вы делаете, все что публикуете в интернете — должно подкреплять и усиливать эту идею. Если такой идеи нет, то не делайте ничего, пока ее не создадите. Возникли сложности — смело обращайтесь.