Автор: Дмитрий Бартошевич (мою фамилию часто пишут как Барташевич)

Новые технологии: что нужно использовать бизнесу

Посетил конференцию «Новая реальность: вызовы для Беларуси». На два дня ушел в мир блокчейна, финансовых технологий, искусственного интеллекта и краудфандинга. Делюсь идеями, которые пригодятся вне зависимости от степени близости к ИТ и финансовой сфере.

Дисклеймер: это не конспект двухдневной конференции, а некоторые мысли спикеров и участников групповых обсуждений, которые я отметил для себя.

Занимайтесь тем бизнесом, где у вас экспертиза

Не поддавайтесь общему ажиотажу и не бросайтесь слепо в ИТ-бизнес. Работайте в той сфере, где у вас накоплены опыт и знания.

Будьте открыты новым возможностям, расширяйте информационное поле, в котором находитесь.

Технологии — инструмент решения задач. Вопрос «Как применить блокчейн к обычному бизнесу?» неправильный. Правильная формулировка: «У меня проблема Х. Могу ли я ее решить с помощью блокчейна?»

Внедряете технологии на предприятии — будьте готовы изменить всю экосистему фирмы. Смарт-контракты не заработают, если вы не умеете руководить проектами и грамотно ставить задачи.

Собирайте и анализируйте данные

Извлекать закономерности из данных можно быстро и дешево. Языки программирования R, Python — это современный Excel. Маркетологам важно пройти дополнительное обучение, освоить эти языки и работать с данными на ином уровне.

Если допустить, что через несколько лет у большинства компаний будет доступ к технологиям, то конкуренция между предприятиями перейдет на уровень владения данными. Если вы еще не собираете информацию о потребительском опыте клиентов — заручитесь поддержкой юристов и начинайте.

Фокусируйтесь не на продуктах, а на бизнес-моделях

Инвестиции в продукты — это инвестиции с самым высоким риском. Сегодня не продукты конкурируют друг с другом, а бизнес-модели и стили управления. Убер, Фейсбук, Алибаба — это история не о продуктах, а о бизнес-моделях.

Пример
Мы привыкли, что магазин обуви — это торговый зал, склад и большой ассортимент. Компания ELSE Corp. предлагает иное видение. Магазин обуви — это несколько компьютеров и биометрическое сканирование ступней. Клиент выбирает обувь на основе предпочтений и результатов сканирования, оплачивает и через некоторое время получает заказ через службу доставки.

В этой схеме товар остался прежним, но модель бизнеса иная. Склад не нужен. Большой торговый зал не нужен. Производится то, что клиент уже купил.

подбор обуви с помощью биометрического сканирования ступней - технология ELSE Corp.
слайд из презентации ELSE Corp.

Хорошая идея бизнеса — это хорошая бизнес-модель. Хорошая бизнес-модель всегда построена вокруг решения проблемы клиента. Но этого недостаточно. Бизнес-модель включает сегментирование целевой аудитории, каналы коммуникации и управление отношениями с клиентами, ценообразование, ресурсы для достижения целей, план действий, работу с партнерами. Упустите что-либо — бизнес работать не будет.

Не стремитесь создать новый рынок

Если корпорации кто-то и сместит с рынка, то это будут не сопоставимые по величине компании, а большое количество небольших фирм. Смерть гигантов наступит от тысячи мелких порезов.

Не создавайте новые рынки, идите туда, где рынок сформирован и понятен спрос. Проанализируйте, что есть и где вы можете откусить кусочек «пирога»: что вы можете сделать быстрее и дешевле.

Пример
Сотрудник банка звонит клиентам и предлагает инвестиционные решения. Один час работы такого сотрудника обходится банку более 60 долларов (в США). Кто-то посмотрел на это, разработал и предложил автоматизированную платформу для финансовых консультаций, где участие человека минимально. Так появились робо-эдвайзеры. Для банков это возможность сократить расходы и улучшить качество сервиса (персональные рекомендации клиентам в любое время и в любом месте с выходом в интернет).