Перейти к содержимому

ИИ в маркетинге: заменит ли искусственный интеллект маркетологов?

Технологии кардинально меняют бизнес-процессы. О цифровой экономике говорят в выпусках новостей, ток-шоу, на бизнес-порталах. И разговорами дело не ограничивается. Сбербанк России, например, перестал брать на работу юристов, которые не умеют работать с нейросетью. Мир меняется. Рассуждаю, к чему готовиться и что делать маркетологам.

ИИ: здравый подход

Искусственный интеллект — в тексте — термин, объединяющий технологии машинного обучения, глубокого обучения, генерации естественного языка, распознавания изображений и речи.

Агентство Wakefield Research исследовало влияние ИИ на маркетинг, опросив 500 маркетологов. 80% уверены: искусственный интеллект кардинально изменит отрасль. Но при этом 74% респондентов признались: они не понимают, как именно использовать ИИ на практике. В этом парадокс: вера в революцию без понимания механики.

Хайп и модные тренды — плохие советчики. В порыве восторга легко принимать поспешные, необдуманные решения. А потом — разочарование и ощущение потраченного впустую времени. Не нужно поддаваться ажиотажу и бездумно становится «техническим евангелистом». Придавать технологиям сакральный оттенок — лишнее. Заниматься компании машинным обучением ради машинного обучения — по меньшей мере, нерационально

Машины уверенно заходят на «территорию людей». Конкурировать человеку с другими людьми уже недостаточно. Но бояться ИИ — тоже ошибка.

Технологии — это инструмент. Смысл любого инструмента лежит вне его. Возьмем, например, шариковую ручку. Смысл ручки — не в ней самой, а в тексте, который я пишу в блокноте. Следует ли мне бороться за шариковые ручки и бояться компьютеров с текстовыми редакторами? Нет, конечно. Компьютеры помогают мне писать и редактировать текст быстрее. Но если я путаю средство и цель, если смысл письма нахожу в письме ручкой, то тогда в компьютерах я могу увидеть угрозу.

Если чувствуете тревогу от темпов изменений — задайте себе главный вопрос: «Зачем я это делаю?». Пишите ли вы, исследуете, изучаете — важно понимать, какой личный смысл за этим стоит. Чем выше уровень осознанности, тем проще понять, где машины будут вам в помощь, а не во вред. И делать это стоит регулярно — мир меняется стремительно, и наша задача — успевать переосмысливать себя вместе с ним.

Зоны ближайшего развития маркетинга

Я выделил несколько сфер, где искусственный интеллект уже сейчас меняет маркетинг.

а) анализ информации и прогнозирование

Интеграция данных

Технологии помогут объединить данные о клиентах, полученных с разных источников и каналов. Это приведет к более глубокому и целостному пониманию потребительского поведения и принципиально изменит взаимодействие компаний и клиентов, подход к созданию и развитию брендов.

Мониторинг брендов

С развитием искусственного интеллекта появится возможность собирать и обрабатывать больше данных о клиентах. Например, развилась технология распознавания изображений и появился сервис Netra. Netra сканирует фотографии, выложенные в социальных сетях и анализирует те, где присутствуют логотипы и названия брендов. Сервис помогает понять, в каком контексте бренд (ваш или конкурента) присутствует, кто бренд использует, как часто и в каких ситуациях, какие фотографии с брендом собирают больше откликов.

пример работы Netra
Сервис обнаружил логотипы Starbucks и Toronto Blue Jays в твите о чьем-то прекрасном дне.
Источник: канал Netra на Medium.com.

Автоматизация тестирования

A/Б-тестирование перейдет в автоматический режим. Искусственный интеллект сам определит элементы для сравнения, внесет изменения, измерит результат, снова начнет экспериментировать и так постепенно будет повышать целевые показатели.

Прогностическая аналитика

Технологии возьмут на себя не только рутинные операции по анализу данных, но и некоторые прогностические функции. Например, смогут определить вероятность перехода клиентов к конкурентам и в случае необходимости рекомендовать упреждающие виды активности.

б) контент

Автоматическая генерация

Переводить цифровую информацию в осмысленный текст технологии умеют уже сейчас. Финансовые сводки для Yahoo Finance, например, пишет не человек. Дальше — больше. Агентство стратегических инициатив прогнозирует исчезновение профессий журналиста и копирайтера в ближайшие 15 лет.

Персонализация сообщений

Готовить коммерческие предложения будут роботы. Начало положено. Сервис Persado подбирает слова, фразы, изображения так, чтобы увеличить уровень эмоциональной вовлеченности клиента.

SMM-автоматизация

Возможно через несколько лет предприятия вместо найма SMM-специалиста заключат договор с сервисами, которые в автоматическом режиме будут анализировать клиентов и подписчиков, собирать в интернете интересную для них информацию, приводить в нужный вид и размещать в сетях.

в) мерчендайзинг

Крупнейшая европейская торговая сеть внедрила систему, которая отслеживает поведение каждого покупателя в торговом зале: на что обращает внимание, какие товары покупает и т. д. Далее система предлагает владельцу магазина переставить товары таким образом, чтобы увеличить максимальный чек. Система работает в автоматическом режиме и — по оценкам — в 16 раз лучше, чем мерчендайзер-человек или маркетолог-аналитик. Ожидаю, со временем подобные системы станут доступнее, проще и их начнут использовать даже в минском «Азарэнне» :-)

г) работа с клиентами

Гиперперсонализация

Искусственный интеллект поможет глубже понимать потребительское поведение. Общение с клиентами станет персонифицированным. Рекомендации и предложения компании будут основаны на точном понимании потребностей и предпочтений конкретного потребителя. В том или ином виде подобные технологии уже использует Google, Facebook, Yandex, Amazon, Netflix.

Умные чат-боты

Чат-боты из раздражающих всплывающих окон превратятся в личных помощников клиентов, готовых отвечать на вопросы и консультировать в режиме 7/24.

д) реклама

Программы решат, какую рекламу стоит показывать, кому, когда и по какой цене. Информационные рассылки и коммерческие предложения станут приходить в то время и по тем каналам, где вероятность отклика выше.

Профессии будущего: о чем говорят в Кремниевой долине?

Выше мы рассмотрели, как ИИ меняет конкретные функции маркетинга, но важно посмотреть на картину шире. Технологическая революция затрагивает рынок труда в целом.

Предлагаю вам спецвыпуск канала ToTheMoon, где Александр Волчек, живущий и работающий в Кремниевой долине, владелец GeekBrains, АГРО24, Мегаплан, глубоко анализирует, какие профессии исчезнут, какие останутся, и что делать каждому из нас, чтобы не просто выжить, а преуспеть в новой реальности.

ToTheMoon — Подкаст из Кремниевой Долины про AI. Выпуск #8. «Будущее работы в 2030 году»

Ключевые выводы из видео

  • ИИ — это усилитель, а не заменитель. Специалисты, владеющие ИИ, уже сегодня получают значительные премии к зарплате, что доказывает: рынок ценит не технологию саму по себе, а людей, умеющих её эффективно применять.
  • Исчезают не профессии, а рутинные функции. Это освобождает время для творчества и стратегии. Контринтуитивно, но даже «простые» роли, например, ассистента, становятся в разы ценнее, если специалист мастерски владеет ИИ.
  • Будущее за «человеческими» навыками. Эмпатия, креативность, стратегическое мышление и нестандартное решение задач — вот качества, которые сложно автоматизировать. Именно на них стоит делать ставку в своем развитии.
  • Главный ключ к успеху — ежедневная практика. Автор настаивает: чтобы по-настоящему понять возможности ИИ, нужно интегрировать его в свою жизнь и работу, делая десятки запросов в день. Только так можно от теории перейти к интуитивному мастерству.

ИИ — мощный инструмент, который при правильном применении радикально меняет маркетинг. Но его внедрение требует трезвого подхода, высокой осознанности и четкого понимания целей, чтобы избежать бессмысленных затрат и разочарований.