Гугл, Яндекс, Фейсбук и другие агентства хотят, чтобы человек как можно дольше находился онлайн. Так они больше о нем узнают и больше покажут рекламы. Маркетологи, которые постоянно рекомендуют учитывать ценности пользователя, в данном случае действуют им вопреки. «Пусть человек оставит свои интересы и потребности, но останется с нашим сервисом». Их цель — создать нечто, что надолго привлечет внимание к дисплею.
Летом 2019 американский сенатор Джош Хоули предложил законопроект Social Media Addiction Reduction Technology Act (SMART), в котором потребовал от IT-компаний перестать «эксплуатировать человеческую психологию». По его мнению, IT-компании используют ряд приемов, которые способствуют развитию онлайн зависимости. К таким приемам сенатор отнес:
Поскольку Гугл не убрал автопроизведение в Ютуб, делаю вывод, что законопроект пока не принят. Но обозначенные вопросы беспокоят не только сенатора. В качестве примера — выступление Тристана Харриса на TED, где он показывает, как соцсети навязывают пользователю свой график использования интернета.
В долгосрочным периоде от сотрудничества с рекламным агентством (Гугл, Яндекс, Фейсбук и пр.) выигрывает только агентство. О win-win отношениях речь не идет. Агентства напоминают мне казино. Едва ли игрок назовет казино своим партнером.
Если на сайт своей компании вы установили Яндекс.Метрику, Яндекс соберет информацию о посетителях сайта и продаст ее вашим конкурентам. Убедитесь в этом сами. В браузере в режиме «инкогнито» откройте Яндекс.Погоду. Отметьте, какие рекламные баннеры показывает вам сервис. Затем откройте свой сайт в новой вкладке. Через несколько минут Яндекс поменяет баннеры на первой вкладке: вы увидите рекламу конкурентов (при условии, что они рекламируются в Яндексе).
Представьте, что вы передали аутсорсинговой компании список людей, которые заинтересовались вашей продукцией. Компания же переслала список вашим конкурентам и даже помогла связаться с людьми из списка. Это то, что делает Яндекс.
Альтернативы Analytics и Метрике — clicky.com, matomo.org
Рекламным онлайн агентствам удалось навязать свое понимание маркетинга. Вместо развития бренда компании начинают играть в «No name». Например, я консультант по маркетингу. И мне советуют по этому запросу рекламироваться. Т.е. стать и развиваться как «No name». Я же вижу задачу, чтобы человек набирал в поиске не «консультант по маркетингу», а, например, «контакты Дмитрия Бартошевича».
Но допустим, я принимаю правила игры. Пока цена рекламы меньше прибыли, полученной от новых заказов, буду продолжать платить за объявления. Представим, появляется еще десять игроков и мы начинаем конкурировать за рекламные места. В ходе аукциона стоимость размещения растет. Наступит момент, когда для кого-то прибыль окажется меньше стоимости рекламы, и они откажутся от контекста. Количество игроков уменьшится — стоимость рекламы снизится. Весь этот процесс может сопровождаться десятками выступлений, на которых расскажут про танцы с бубном над рекламными задачами. По факту же — зарабатывает рекламное агентство, а остальные инвестируют в то, чтобы и дальше присутствовать на рынке «No name».
Стремление быть представленным в интернете стало автономным и воспринимается компаниями как конечная самодостаточная цель. «Но зачем я клиенту в сети?» «Зачем пользователю заходить на мой сайт, отказываясь от других online и offline альтернатив?» Маркетологи же обсуждают не это, а новые алгоритмы поисковых систем и изменения в рекламных кабинетах. Преследуя свои цели, рекламные агентства задают повестку дня и правила игры. И это не всегда в интересах предприятий и их клиентов.
В 2020 году вышел документальный фильм «Социальная дилемма».
В фильме бывшие сотрудники IT-компаний (технические эксперты Google, Apple, Instagram и др.) рассказывают, как изменяли дизайн приложений и внедряли комплекс психологических манипуляций, чтобы увеличить вовлеченность пользователей. Сейчас они бъют тревогу по поводу своих собственных творений.
Общее, что объединяет перечисленные выше недостатки онлайн рекламы, — недоверие пользователей. Большинство людей не стремятся к 100% анонимности, не бегут и не скрываются. Однако, их не устраивает ситуация, когда сведения о частной жизни используют «в темную». Задача сейчас — вернуть доверие.
Несколько идей, как начать исправлять ситуацию: