Как маркетолога отличить от брехуна

17 сентября 2015

Здорово, когда директор рассматривает маркетолога как помощника в управлении бизнесом. Когда маркетолог исследует рынок, действия конкурентов, реакции потребителей и предоставляет руководству необходимую для принятия решений информацию. Только так маркетинг принесет пользу компании.

И если маркетолог влияет на политику предприятия, важно уметь отличать грамотный анализ рынка от брехни. Когда сотрудник не владеет точной информацией, пытается это скрыть и выдает сказанное за истину, то создает условия для ошибочных решений руководителя.

Отличие в языке

Прислушайтесь к словам маркетолога и вы определите, кто перед вами: профессионал или брехун.

Язык маркетолога конкретный, в основе суждений факты и цифры. Брехун говорит обобщениями. Если уточните что-то из сказанного, то получите еще одно расплывчатое рассуждение.

Брехун скажет: «По данным исследований реклама на ведущих каналах стремительно увеличивает долю рынка». Опытный маркетолог обязательно уточнит, кто исследовал, о каких каналах и рынке идет речь и как изменились продажи в цифрах. И далее решит, применима ли информация к текущим задачам предприятия. Со стороны покажется, маркетолог — зануда. И для компании это хороший знак: у руководства будут проверенные данные.

Словарь брехуна
(осторожно! может выдавать себя за маркетолога)

  • «Многие знают, что...»
  • «Очевидно, что...»
  • «Прорывной, грандиозный» (тренинг)
  • «Уникальная» (возможность)
  • «Качественный» (товар)
  • «Стремительное» (падение рынка)
  • «Одно из самый действенных» (средств)
  • «Самое лучшее» (предложение)
  • ...

Отличие в работе

Поделюсь опытом, как фильтруют брехню в компании Nielsen. Эта компания — эксперт в области маркетинговой информации, и к ее подходу в работе стоит присмотреться. В Nielsen я проработал четыре с половиной года, сначала в белорусском офисе, затем возглавил отдел по работе с клиентами в Казахстане. Поэтому о стандартах компании знаю не из учебников.

Если в аналитическом отчете новичок писал «рынок просел», «цифры не вызывают оптимизма» или «покупатели все чаще обращают внимание на цену», его вежливо исправляли: «То, что ты написал — литература. Определись, кем ты хочешь работать — писателем или маркетологом».

Серьезное внимание уделялось подготовке сотрудников. Я помню семинар, на котором нас — представителей компании из разных стран — в течение недели, шаг за шагом учили анализировать маркетинговые данные, проверять гипотезы, выбирать нужные показатели, грамотно строить отчет и презентовать выводы. В конце недели каждый защищал перед коллегами самостоятельно подготовленную аналитическую презентацию.

Я сделал свою лучшую на тот момент презентацию. В подготовке использовал данные аудита розничной торговли, потребительских исследований, результаты исследований по смежным категориям. В выводах не было общих рекомендаций. Я аргументированно указывал на сколько точек увеличить дистрибуцию, в каком регионе и какого товара (на уровне SKU), чтобы компания выполнила годовые планы по продажам. В мыслях я уже стоял перед клиентом, чей рынок анализировал, и получал благодарности за полезный анализ.

За 5 минут до выступления я дополнил таблицу в начале презентации, и в спешке неправильно скопировал и вставил цифры из рабочего файла. Ошибки не заметил, так и вышел перед коллегами. Неточность заметила бизнес-тренер и остановила презентацию. Я объяснял, что ошибки в самой работе нет, рассказывал о неправильном копи-пасте и т.д. В ответ слышал: «Если вы неправильно скопировали здесь, нет гарантии, что скопировали правильно дальше», «Я не доверяю данным», «Мне не нужны гениальные рекомендации, если они основаны на неправильных данных». В тот день мою презентацию так никто и не увидел...

Этот семинар я запомнил лучше остальных, на которых обучался. Благодаря ему я начал дотошно проверять все, что показываю клиенту. А рекомендации подкреплять фактами и цифрами. В презентациях нет ничего, в чем не уверен. И я не считаю это чем-то особенным. Так делает каждый грамотный маркетолог. И это отличает его от брехуна.

Будьте в курсе новых публикаций

Подписавшись на рассылку, вы можете ожидать нечастых писем-оповещений о новых статьях на сайте — ни больше, ни меньше. Также вы будете в числе тех, кто может влиять на содержание блога.

Нажав на кнопку, вы перейдете на страницу, где вам предложат ввести адрес своей электронной почты. На этот адрес будет приходить рассылка. Отписаться можно в любой момент.

политика конфиденциальности

Этот сайт не следит за вами и не показывает рекламу >